Онлайн курс для волонтёров

Благотворительная организация «Мята» с 2014 года реализует программы образования, профориентации и трудоустройства для детей в трудной жизненной ситуации. За это время мы накопили большой опыт работы с детьми, которым готовы поделиться.

Мы подготовили 10 образовательных роликов для тех, кто хочет стать волонтёром или уже им стал. Кроме того, мы надеемся, что курс будет интересен коллегам-НКО и государственным учреждениям для детей. Особенно, если они еще не работают с волонтерами.

Помимо лекций об особенностях помощи детям из детских домов курс затрагивает общие вопросы волонтёрской деятельности: форматы участия, мотивацию, страхи и эмоциональное выгорание.

Онлайн уроки

  • №1 «Миссия волонтера»
  • №2 «Кто такой тьютор?»
  • №3 «Деятельность репетитора в детском доме»
  • №4 «Тьютор выходного дня»
  • №5 «Депривация, СДВГ и аутизм»
  • №6 «Социализация»
  • №7 «Страхи, ожидания и поддержка волонтера»
  • №8 «Кодекс волонтера»
  • №9 «Правила безопасности»
  • №10 «Pro bono + юридические аспекты»

Урок №1 «Миссия волонтера»

В этом ролике наш волонтер Надежда рассказывает о миссии волонтёрства и о том, что её можно определить правильно лишь в том случае, если вы опираетесь на свои личные ценности.

Урок №2 «Кто такой тьютор?»

Часто дети из детских домов не имеют возможности заниматься в кружках и спортивных секциях просто из-за нехватки людей, которые могут их водить. Тьюторы – это наставники, которые помогают ребенку определиться с тем, что ему интересно, подбирают нужную секцию, согласовывают это с руководством и сопровождают детей, тем самым обеспечивая их времяпровождение с пользой и интересом. У детей из детских домов бывают определенные особенности развития и психологические травмы, и важно правильно выстраивать взаимодействие с ребенком, чтобы действительно принести пользу, а не навредить. Общение – важный момент тьюторской работы. Оно помогает ребенку раскрыться, задать интересующие его вопросы, сблизиться с тьютором, развивать навыки коммуникации. Наставники играют важную роль в социализации детей из детских домой. А успехи подопечных, их положительные эмоции, улыбки - это то, что помогает двигаться тьюторам дальше и не останавливаться на проделанной работе! Марина и Соня расскажут о работе тьюторов и о помощи, которую каждый может оказать детям из детских домов.

Урок №3 «Деятельность репетитора в детском доме»

Женя расскажет о правилах для репетитора и немного о своем личном опыте. В своей речи он не раз подчеркивает необходимость найти компромисс между обучением и тем временем, которое приходится на налаживание отношений с учеником. Нельзя каждый раз соглашаться на просьбы детей, иначе обучение может полностью перерасти в развлекательный процесс. Поэтому необходимо уметь заинтересовать ребенка, показать, что предмет можно изучать с удовольствием. Репетитору надо быть очень терпеливым и доброжелательным и не бояться обращаться за помощью к коллегам, если вдруг что-то идет не так.

Урок №4 «Зачем нужен тьютор выходного дня?»

В детском доме для детей готовят еду, кормят, сопровождают на кружки и проводят время в выходные дни. Каждый шаг детей вперед – это большая работа педагогов детского дома, поэтому, когда они покидают стены, в которых провели столько времени, они могут еще не осознавать, что теперь все повседневные дела ложатся на их плечи, начиная с походов в магазин и заканчивая устройством на работу. Тьютор выходного дня – это как раз тот человек, который готов показать ребенку, как сделать какое-либо действие правильно,но самостоятельно, объяснит подопечному, что непонятно или является чем-то новым для него. Настя – еще один прекрасный наставник благотворительной организации «Мята». Она расскажет, зачем ребенку тьютор выходного дня и как лучше всего проводить время с ребенком из детского дома.

Урок №5 «Что такое депривация, СДВГ и аутизм?»

Когда мы говорим о детях из детских домов, то всегда упоминаем понятие «материнской депривации». Материнская депривация — процесс эмоционального и психологического обеднения ребёнка вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте. В основе этого феномена лежит полное или частичное отсутствие у ребёнка привязанности ко взрослым, подрыв доверия ко взрослому миру. Материнская депривация вызывает у ребёнка разного рода отклонения в развитии. Отклонения могут проявляться по-разному в разном возрасте, но все они могут негативно влиять на формирование личности ребёнка. Ольга Егорова, детский психолог и наш супервизор, рассказывает о причинах самых частых психологических проблем детей из детских домов.

Урок №6 «Социализация. Насколько она важна?»

Жизнь ребенка в детском доме подчинена строгим правилам и положениям уставов, законов и постановлений. Большинство из нас познавало этот мир, опираясь на свой жизненный опыт и, в большей степени, на ошибки при прохождении тех или иных задач. Ребенок, лишенный самой возможности самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, порой не имеет ни малейшего представления о том, насколько сложен мир за пределами тепличных условий детского дома. Покидая его заботливые стены, взрослый, в смысле биологического возраста, оказывается младенцем, в плане опыта. Социализация. Насколько важно её значение? Как помочь ребенку самостоятельно достичь её? На эти и другие вопросы отвечает Антон в одном из наших видео.

Урок №7 «Страхи, ожидания и поддержка волонтера»

Работа волонтером, как и практически любая другая, безусловно состоит из своих сложностей. Одни из них – это личные страхи и несоответствие ожиданиями. В «Мяте» предусмотрены различные мероприятия, направленные на поддержку и мотивацию волонтеров как на начальных этапах, так и в дальнейшей деятельности. «Когда моя работа с детьми только началась, я пришла с некоторыми представлениями о том, как все будет, как жизнь моя вдруг станет наполнена бесконечным благородством и благодарностью. Но на первых же этапах оказалось, что все не совсем так», - говорит Катя. О том, с какими препятствиями приходится сталкиваться и как их преодолевать, Вы узнаете из обучающих видео в рамках нашего проекта.

Урок №8 «Кодекс волонтера»

Поскольку природа волонтерской деятельности заключается в добровольной инициативе, то, на первый взгляд, кажется неразумным загонять благородные порывы человека в рамки. Для чего же тогда нужен кодекс? Каждая благотворительная организация сама определяет его назначение, но опыт «Мяты» показал, что кодекс помогает волонтерам, психологам, педагогам, детским домам и подопечным комфортно и в рамках единых правил и норм осуществлять совместную деятельность без вреда для каждого из участников процесса. Юля расскажет, как создать собственный кодекс и какой должна быть его структура.

Урок №9 «Правила безопасности в работе волонтером»

Быть волонтером очень интересно и, без сомнения, полезно. Но это ещё и большая эмоциональная нагрузка. Для того чтобы справляться с ней, важно следить за своим психологическим состоянием и вовремя обращаться за поддержкой или помощью. Как понять, что с вами происходит то, что требует внимания? Что может быть первыми признаками так называемого «эмоционального выгорания»? Ольга Сорина, руководитель проекта поддержки волонтеров «Вдох для тех, кто помогает», расскажет, как обезопасить себя от этого состояния, если вы только начали или собираетесь работать в благотворительной организации.

Урок №10 «Pro bono + юридические аспекты сопровождения волонтерской деятельности»

Марина Володина – еще один волонтер «Мяты», которая осуществляет юридическое сопровождение организации. В рамках проекта она расскажет, что же такое юридическая pro bono помощь. Экономисты, бухгалтеры, программисты, маркетологи, пиарщики и другие специалисты могут оказывать профессиональную помощь благотворительным организациям. Часто про такой вид помощи забывают, хотя для специалистов это отличная возможность профессиональной самореализации и участия в добром деле, а для НКО – возможность организовать свою работу максимально эффективно. Ведь некоммерческая организация функционирует по тем же самым законам, что и любая другая. А вот средств для оплаты специалистов часто не имеет. Такая у нас специфика. Грамотная помощь специалиста pro bono помогает некоммерческой организации повысить эффективность работы, помогает помогать. В конечном итоге это та же помощь детям, очень ценная. Правовое сопровождение некоммерческих организаций и бизнеса отличается лишь тем, что имеет повышенный уровень как ответственности, так и сложности: ответственность заключается в непрерывной работе организации, а сложность – в отсутствии урегулирования законодательством многих аспектов её деятельности. Именно поэтому при принятии того или иного решения вначале должна прорабатываться основная правовая позиция.