Современный мир соткан из технологий и гаджетов. Новые поколения учатся пользоваться айпадом и айфоном раньше, чем начинают говорить. Многих из нас это умиляет и удивляет, но почему-то не пугает. Настораживает, по сути, только детских психологов.
Уже сейчас заметно, что дети предпочитают играть именно с гаджетами. Многие из них не умеют правильно общаться со сверстниками или заводить друзей во дворе. Формирование навыка социализации, который раньше дети естественным путем осваивали, гуляя или проводя время со сверстниками, сейчас перекладывается на школу.
В школе же проявляются другие «болезни» мира технологий. Казалось бы, новые возможности позволяют разнообразить и сделать увлекательным процесс обучения. Но на практике дети постоянно отвлекаются на свои гаджеты и теряют способность сосредотачиваться. А именно эта способность во многом отвечает за успехи в учебе. Кроме того, она тесно связана и с психическим здоровьем детей.
Другая проблема — снижение мотивации в классе. Дети не понимают, зачем прилагать усилия в познании наук, если достаточно спросить у гугла или википедии?
И самый грустный факт состоит в том, что у современного поколения очень низкий уровень эмпатии. Дети разучились сочувствовать. Часто они даже не осознают реальность ужасов, происходящих в окружающем мире. Компьютерные игры и новости приучают их к крови и насилию, но они не осознают, что в реальности жизнь только одна, а насилие — далеко не лучший способ достигать цели.
Все эти проблемы очень часто приводят к тем несчастным случаям, о которых мы слышим в новостях. Регулярное детское насилие и случаи стрельбы подростками в общественных местах стали настоящим национальным бедствием в Америке. Одна из попыток решения этой проблемы — эмоционально-интеллектуальная образовательная среда (Social Emotional Learning), которая положительно влияет на развитие эмоционального интеллекта у детей. То есть способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, управлять и использовать их для решения задач.
Создание эмоционально-интеллектуальной образовательной среды — это планомерное внедрение в образовательный и воспитательный процесс обучающих программ и практик развития эмоционального интеллекта. В идеале, в процессе должны участвовать все три стороны: дети, родители и образовательные учреждения. Именно в такой среде могут развиваться все пять самых важных навыков, которые необходимы детям в социальной жизни.
1. Идентификация и понимание своих эмоций (самосознание).
Способность точно распознавать свои эмоции и мысли, а также их влияние на поведение. Это необходимо для того, чтобы дети лучше осознавали свои сильные и слабые стороны, обладали позитивным взглядом на жизнь и обоснованной уверенностью в себе.
2. Управление собой.
Способность эффективно регулировать свои эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях. Этот навык включает в себя управление стрессом, контроль импульсов, самомотивацию, а также постановку целей и приложение усилий к их достижению.
3. Социальная компетентность и социальные навыки.
Способность сочувствовать и понимать других, осознание и принятие других культур и социальных слоев, понимание социальных и этических норм поведения. Помимо этого, способность оказывать поддержку, понимание ролей общества, семьи, школы в социальной системе.
4. Навыки установления и поддержания взаимоотношений.
То есть умение устанавливать и поддерживать конструктивные отношения с отдельными лицами и различными группами. Эти навыки включают в себя умение слушать, взаимодействовать и вести переговоры, а также сопротивляться неуместному социальному давлению. Важный аспект — поведение в конфликтных ситуациях и поиск выхода из них.
5. Ответственное принятие решений.
Этот навык помогает совершать конструктивный и уважительный выбор в отношении личного поведения и социальных взаимодействий, основанный на рассмотрении этических и социальных норм, реалистичной оценке последствий от совершенных действий, а также благополучия себя и других.
Эмоционально-интеллектуально развитые дети отличаются от других. Они способны понимать чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, в школе им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие академические результаты.
Источник: https://vk.cc/4Z2LOi