Проблемы людей, стигматизируемых обществом

Проблемы людей, стигматизируемых обществом

Некоторое время назад мы провели серьезный и важный прямой эфир с психологом Ольгой Абдиной на тему стигматизации в обществе. Эта тема для нас очень важна, так как мы постоянно сталкиваемся с ней в контексте нашей работы с детьми. 

Предлагаем вам посмотреть эфир или же прочитать текстовую версию беседы ниже.

Начнем с вопроса, что же такое “стигматизация” и как она формируется.

“Стигма” — это достаточно старое определение, которое использовалось, когда ставили клеймо на людях, например, рабах. Когда каким-то образом пытались пометить определенную категорию людей, чтобы эта стигма осталась с ними пожизненно. Как правило, ее выжигали на коже. В психологию этот термин перешел с тем же смыслом, но воздействие не физическое, а психологическое, когда за определенной группой людей закрепляется какой-то штамп.

Если взять широкий контекст, мы так или иначе  достаточно часто мыслим какими-то штампами, потому что это во многом упрощает и сокращает время на обработку информации об окружении. Этот тесно завязано на культурных, религиозных и других вводных. Эти штампы всегда имеют под собой какую-то основу, но с точки зрения психологии каждый человек уникален и индивидуален, поэтому стигмы усложняют жизнь каждого конкретного человека в группе и самой группы. 

Какие категории людей могут подвергаться стигматизации?

Как правило этот малые группы, это элемент дискриминации. Довольно часто это люди с психическими заболеваниями: устойчиво мнение, что от таких людей следует держаться подальше, хотя огромное количество таких особенностей не представляет опасности для окружения. Родители стараются оградить детей от детей с ОВЗ, хотя это могут быть очень коммуникабельные, адаптивные и интеллектуально сохранные дети. Сейчас про это много говорится, и дети с ОВЗ, к счастью, постепенно выходят из категории стигматизируемых, но тем не менее такая проблема всё ещё имеет место быть.

Также часто стигматизируются ЛГБТ-сообщества, группы по национальному признаку. Таким образом стигматизируются малые группы людей. С культурным развитием это явление может затухать, затем снова расцветать, чтобы снова затухнуть, и тем не менее такое разделение всегда существует в обществе. 

В идеальном представлении было бы здорово, чтобы каждый мог составлять свое личное мнение о конкретном человеке вне зависимости от группы, к которой он принадлежит. Возможно, это представление так или иначе будет строиться на личном опыте, но часто оно выстраивается на основе слухов или чужих домыслов, не имея при этом никакого личного опыта под собой. Идея здесь в том, что необходимо всё же составлять мнение о человеке, основываясь на реальном опыте, а не на теоретических знаниях.

Это очень ярко работает на примере ВИЧ-инфицированных людей.

Да, когда я работала с Вич-инфицированными, огромное количество мифов было разрушено даже в моей голове относительно способов передачи инфекции. Мы обсуждали это с врачами, и среди населения из-за отсутствия достаточного информирования о проблеме, очень сильны страхи, не позволяющие нормально воспринимать этих людей. Это очень сильно отражается на детях. Идут постоянные дискуссии о том, нужно ли информировать коллектив о том, что среди них есть вич-инфицированный ребенок. Это было бы возможно, если бы была уверенность, что этот ребенок не станет сразу же белой вороной. Поэтому конфиденциальность сохраняется максимально.

Выходит, для того, чтобы бороться со стигматизацией, необходимо глобальное информирование о той или иной проблеме? 

Что касается детей-сирот, то тут, помимо внешнего информирования, необходимо давать ребенку уверенность в себе. Это тоже кропотливый труд,  это укрепляет его личность, что в дальнейшем даст ему силы для движения вперед, несмотря на стереотипы. Если взять в пример какую-то нездоровую атмосферу в коллективе, то, даже несмотря на это, если у ребенка есть опора дома, если у него есть друзья и близкие, то с большой долей вероятности он сможет с этим справиться. Самооценка не берется из ниоткуда. Это те оценки,  которые мы получаем от нашего окружения, как правило — близкого. Чем более адекватную оценку себя я получаю, тем больше у меня шансов не зависеть от чужого мнения.

Из моей работы я знаю, как иногда бывает трудно отделить зёрна от плевел. Дети, воспитывающиеся в учреждениях, очень часто настолько стигматизированы, настолько застряли в своей роли, что достучаться до них становится крайне сложно. Но если ты раз за разом прислушиваешься к ребенку, интересуешься им, стараешься включиться в его историю, он невольно начинает отогреваться. Я не говорю, что это 100% гарантия того,что в одночасье всё изменится, но это дает шанс и ему, и обществу начать хотя бы по чуть-чуть фокусироваться на чём-то хорошем. А это уже шаг. 

Чем более развито общество, тем больше свобод в нем может быть. Если человек будет достаточно развит и осознан, то ему будет проще формировать своё собственное мнение без опоры на мнение окружающих, а это и есть та самая работа со стигматизацией. 

Так что же делать и как помочь людям, подверженным стигматизации, и, в частности, — детям-сиротам?

В контексте работы Мяты, самое больше, что можно сделать, — это продолжить то индивидуальное общение, которое уже есть. Это будет постепенно шаг за шагом укреплять внутреннюю опору каждого ребенка, что в итоге просто не даст ему сломаться под натиском общественного мнения.

Проект «Уроки без проблем» реализуется при поддержке и с использованием гранта Благотворительного Фонда «Абсолют-Помощь».

⟨ Вернуться к блогу