Для чего нужно наставничество?

Один на один равно два: опыт наставничества в сиротских учреждениях. Кому и для чего это нужно?

Для начала — цифры

На конец 2019 года в сиротских учреждениях России воспитывалось более 43000 детей, 80% из которых — подростки. Ежегодно из них выходит порядка 4000 выпускников, которым приходится адаптироваться в нашем с вами привычном мире. Давайте подумаем, как мы можем помочь им в этом.

О взаимоотношениях с наставником

“Отсутствие примера нормальных здоровых взаимоотношений — это самая большая потеря для нас.” Елена Уинн, выпускница детского дома.

Взросление в семье — это, чаще всего, настолько плавный и естественный процесс, что выход в большой мир в итоге проходит незаметно для большинства из нас. Но представьте себе, что многие годы вы жили не в семье, а, допустим, в детском доме. Вы были одеты и накормлены, вы как-то учились в школе и где-то вместе с друзьями, такими же ребятами, получали первый жизненный опыт. О том, что этот опыт не имеет ничего общего с реальностью, вы не подозреваете. Все ваши коммуникативные связи строились внутри привычной системы с одними и теми же людьми годами. Как знакомиться, преподносить себя в новом коллективе, как в принципе вести себя с незнакомыми людьми, вы пока не очень хорошо понимаете. И вот, вам наконец-то исполняется 18 лет, и наступает долгожданная свобода. Всё, вы взрослый человек, но принимать адекватные решения, нести ответственность за свои поступки и планировать хотя бы обозримое будущее вы еще не научились. Посоветоваться вам тоже не с кем. И как жить?

В детском доме, даже при наличии действительно достойных педагогов и воспитателей, ребенку сложно добиться необходимого индивидуального внимания. Это очевидная проблема, которая достаточно успешно может быть решена при желании всех сторон с помощью наставничества — основного инструмента в решении этой задачи.

Наставничество, по большому счету, — это один из самых важных и эффективных способов помочь ребенку-сироте. Благодаря включенному заинтересованному наставнику ребенок может по-настоящему обогатиться: получить недостающее индивидуальное внимание, получить пример адекватного построения взаимоотношений и решения текущих проблем цивилизованными способами. Это настоящая социальная адаптация, которая приносит свои плоды. Ребенок научается взаимодействовать с миром через общение с наставником, и, конечно, это очень положительно влияет на его общее развитие.

О коллективном воспитании и индивидуальном развитии

В каждом ребенке, вне зависимости от того, где он воспитывается, сокрыт огромный потенциал, реализовать который вполне реально при выполнении всего нескольких условий: индивидуальный подход, конкурентная среда и адекватная оценка способностей. Согласитесь, эти условия нельзя назвать какими-то запредельными.

Но в сиротских учреждениях по ряду причин преобладает коллективное воспитание, и это та данность, которую можно и нужно менять. Дети растут в группах и развиваются в группах, вместе участвуют в одинаковых мероприятиях, вместе посещают одни и те же развивающие занятия. С одной стороны — это, безусловно, здорово и полезно, но с другой стороны — это катастрофа с точки зрения индивидуального развития. Со временем в таких условиях, к сожалению, можно наблюдать угасание личностных качеств: природное любопытство и инициативность уходят, а на смену приходит пассивность и инертность. Ребенок перестает прислушиваться к себе, к своим желаниям и потребностям. О самостоятельности, конечно, говорить не приходится.

“Юля отзывчивая и доброжелательная. Она у меня искренняя. Если я задаю вопрос, если меня что-то волнует, что-то не получается, не ладится, она всегда ответит, поможет, поддержит. Одна даже учила: если тебя дразнят или обижают, не смотри, что у тебя всё плохо; смотри с хорошей стороны, иди к своей цели и никогда не сдавайся.” Саша Ш., воспитанник сиротского учреждения, подопечный СПб БОО “Мята”

Наставник вовлечен в жизнь своего воспитанника, поэтому прислушивается сам и помогает ребенку слышать себя. Это позитивно работает на самовосприятие и самооценку, проблемы с которыми, естественно, отравляют жизнь в социуме.

Человеку нужен человек. Большинство из нас редко задумывается о том, как можно быть одиноким, находясь постоянно в коллективе. Для ребенка-сироты это данность, с которой можно работать при помощи волонтеров, наставников и тьюторов. Эти люди действительно способны менять судьбы своим участием. И это никакая не магия. Если поставить детей-сирот и детей, растущих в благополучных семьях, в одинаковые условия, дать им необходимые инструменты, возможности, позволить проявлять разумную самостоятельность, то можно обнаружить, что положительного результата смогут достичь и те, и другие. Да, в разном темпе, но это нормально и правильно.

Благотворительная организация «Мята» с 2014 года реализует программы образования и профориентации для детей в трудной жизненной ситуации. За прошедшее время более 650 ребят, в том числе, дети-сироты из 8 учреждений Санкт-Петербурга, стали постоянными участниками тьюторского проекта “Настоящее будущее”, в рамках которого полностью была обеспечена организация процесса обучения подростков в учреждениях дополнительного образования. За всё время существования проекта с детьми поработали более 300 волонтёров.

И напоследок еще немного цифр, которые мы оставим без комментариев

80% взрослых, у которых были наставники в детстве, находят работу, создают семьи и ведут здоровый образ жизни.*

87% взрослых, у которых в юности были наставники, строят наиболее прочные социальные связи.*

90% взрослых, у которых были наставники в детстве утверждают, что счастливы в жизни.

*согласно исследованию Boston Consulting Group SROI Study 2013

⟨ Вернуться к блогу