Волонтеры мяты

Наша благотворительная общественная организация «Мята», которая помогает в Санкт-Петербурге детям-сиротам социализироваться и найти свое место в жизни, с 2014 года реализует программы «Настоящее будущее» и «Большой Петербург».

В рамках программы «Настоящее будущее» волонтеры организации – тьюторы сопровождают своих подопечных на занятия в секции и кружки. Ребята сами выбирают, чем бы им хотелось заниматься и «Мята» помогает с оплатой занятий, а так же покупает форму и необходимый инвертарь.

Кроме того, тьюторы выходного дня ходят с детьми в музеи, театры, кино, посещают творческие мастер-классы, занимаются спортом и просто гуляют в рамках программы «Большой Петербург», чтобы познакомить подопечных с культурной жизнью города.

Портал «Открытые НКО» узнал у одного из наших волонтеров  Ольги Касаткиной, зачем нужны тьюторы и чем они могут помочь детям.

32-летняя Ольга Касаткина пришла в «Мяту» осенью 2017 года, принесла все необходимы справки, документы, подписала договор… Теперь по будням она работает в отделе продаж в одном из питерских фитнес-клубов, а в выходные – занимается детьми.

Сегодня Ольга – тьютор в СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 3» и координатор в одном из детских домов.

– Я много лет хотела оказывать помощь, стать добровольцем, но долго думала, куда смогу применить свои знания и силы… Я даже совершала какие-то вялые попытки все-таки стать волонтером: отправляла свои анкеты, но мне никто не отвечал, – рассказывает Ольга. – Однажды на работе в фитнес-клубе мне передали бумаги, чтобы я составила договор с «Мятой», один из подопечных которой должен был заниматься у нас спортом.

Тогда Ольга решила – это знак: девушка узнала, чем занимается организация, и в итоге стала тьютором.

– Мне тогда предложили на выбор несколько ребят и я выбрала самую младшенькую – 5-летнюю Соню. Она была такая хорошенькая, милая, и что очень приятно – активная, – вспоминает тьютор. – Но вскоре ее и ее двоих братьев забрали в семью в Новгородскую область. С одной стороны, я радовалась, потому что детям очень не хватает родительского внимания, воспитания, не хватает семьи. Но с другой, мне было грустно прощаться с Соней.

Мы с ней в последний раз встретились на ее День рождения. Девочка тогда подбежала ко мне и так искренне сказала: «Я Вас никогда не забуду»… А еще она называла меня «Моя Оля». Жалко было расставаться.

Вскоре у Ольги появился новый подопечный, уже постарше: 13-летний Никита, с которым тьютор встречается раз в месяц:

– Когда нам назначают ребенка, мы подписываем специальные бумаги, согласно которым мы имеем право приходить в детский дом, забирать ребенка на несколько часов и возвращать обратно – все четко, под запись с описанием того, куда мы направляемся. Тьютор может забрать только одного своего подопечного и никого другого. Правда, однажды, когда еще с Соней мы ходили в театр, мы взяли с собой ее братьев, но с нами была еще и воспитательница, – разъясняет Касаткина. – Вот в прошлый раз мы с Никитой ходили в зоопарк. Он хороший мальчик, но достаточно замкнутый и когда занимается в группе – хулиганистый, оттого у него и друзей нет… Со мной он очень спокойный. Я думаю, это потому что он стесняется – с одной стороны, а с другой – тьюторы для детей все-таки не воспитатели, а, скорее, старшие товарищи. Мы стараемся общаться по-дружески.

В голосе Ольги слышится легкая тоска: она волнуется за своего подопечного, который пока не стремится проявлять инициативу ни среди ребят из детдома, ни с тьютором.

– Я каждую встречу спрашиваю у Никиты, как бы он хотел провести время, а он толком и не знает. Поэтому я стараюсь придумывать места и развлечения, которые были бы для него интересны: футбол – не хочет, кататься на роликах (у меня как раз есть ролики и у нас один размер ноги) – сначала хотел, а потом почему-то отказался… Впрочем, сейчас у него появилась любимая игрушка: ему на День рождения подарили планшет и теперь юноша после нашей с ним встречи бежит скорее играть в него, –улыбается Ольга. – Наша главная задача – социализировать и направлять ребят. А как он будет социализироваться, если будет только в планшете сидеть!? Поэтому я дала Никите домашнее задание, чтобы он выбрал себе секцию или кружок, который будет по вкусу: мы можем отправить его на хоккей, в художественную школу, музыкой мог бы заняться или плаванием… Раз такая возможность предоставляется – надо ей пользоваться.

Раз в месяц в «Мяте» проходит супервизия, на которой тьюторы обсуждают с психологом свои проблемы, вопросы, возникающие в работе с детьми, а также делятся успехами. Без таких встреч, по мнению Ольги, было бы сложно курировать детей, поскольку каждый ребенок уникален и к каждому нужен свой подход.

Сейчас тьюторы работают только с детьми из детских домов. Но в планах «Мяты» — увеличение количества детей, получающих помощь, а также расширение целевой группы детей: с 2020 года организация планирует начать работу с детьми из кризисных и приемных семей, детьми мигрантов. В рамках проекта предусмотрен ряд мер, которые позволят значительно увеличить количество благополучателей без ущерба качеству услуг, в частности, создание автоматизированной системы учета сопровождений.

За 5 лет работы «Мята» помогла более чем 1500 детям.

Помимо прогулок с подопечными, Касаткина также координирует работу волонтеров в одном из детских домов Петербурга. Правда, тьюторы туда к подопечным не приходят – договор с учреждением был заключен только на оказание репетиторских услуг:

– От детского дома поступает заявка: преподаватели по каким предметам нужны, для скольких ребят и сколько раз в неделю необходимо заниматься. Как правило, репетитор проводит занятие 1-2 раза в неделю, иначе это было бы неэффективно, – объясняет Ольга. – Сейчас потребовались репетиторы по информатике, математике и русскому языку, чтобы подготовить троих ребят из 9-го класса к основному государственному экзамену (ОГЭ). Правда, один мальчик в итоге отказался ходить на занятия: во-первых, у него и знания чуть лучше, а во-вторых, он не очень общительный — видимо, стесняется. Зато его сестре очень понравилось заниматься с репетитором, так что она приходит на занятия не только для подготовки к экзамену, но и для того, чтобы поближе пообщаться.

Сейчас в программе «Уроки без проблем» на 120 детей есть 60 репетиторов. Проводятся занятия по русскому языку, математике, английскому, истории, химии, физике, обществознанию, музыке…

Часть ребят, которые занимаются с репетиторами, – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Большинство из репетиторов согласились заниматься на бесплатной основе, расходы на платные занятия составляют всего 10 000 в месяц. Однако для того, чтобы искать и набирать таких мотивированных добровольцев, а также поддерживать их по ходу программы, нужно оплачивать работу HR-специалиста и психологов.

Сейчас мы запустили сбор на покрытие расходов в 2019 — 2020 учебном году, цель краудпроекта — собрать 346 000 рублей. Если организовать такую же программу, где все репетиторы будут платными, то затрат будет в два раза больше.

С 2018 года ряд программ организации реализуется с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник: Открытые НКО.

⟨ Вернуться к блогу